Введение:

На этой странице кратко рассказывается об упрощении процедур торговли и даются рекомендации относительно того, как страны могут начать работу в этом направлении.

Упрощение процедур торговли: принципы и выгоды

Упрощение процедур торговли становится важным фактором для международной торговли и экономического развития стран. Так происходит в силу влияния упрощения процедур на конкурентоспособность и рыночную интеграцию и в силу того, что упрощение процедур торговли играет все большую роль в привлечении прямых иностранных инвестиций. За последнее десятилетие вопрос упрощения процедур торговли занял важное место на международной политической повестке дня в качестве составляющей части непрекращающихся многосторонних переговоров по торговле в ВТО также упрощению процедур торговли отводится важное место в крупномасштабных международных программах технической помощи странам с развивающейся и переходной экономикой.

Введение

За несколько последних десятилетий государства достигли значительного прогресса в снижении торговых тарифов и ликвидации систем квотирования. Международная торговля увеличилась и приобрела более глобальный характер, а страны с развивающимися и переходными экономиками имеют доступ к цепям поставок. Глобальное разделение производственных циклов наряду с логистическими методами «точно в срок» и возникновением электронного бизнеса привели к тому, что эффективное, быстрое и надежное движение товаров приобрело большую важность для компаний. Такой ход событий заставил осознать необходимость эффективного управления торговыми сделками. Отсутствие прозрачности в отношении правил и регламентов, избыточные и длительные процессы таможенной очистки, множество документальных требований (при этом требуются документы в различных форматах и с различными элементами данных) ‒ все это увеличивает расходы и время, необходимые для ведения торговли. Сегодня считается, что эти препятствия представляют собой большие барьеры в торговле, чем барьеры, связанные с тарифами и квотами. Они как бы «утолщают» государственные границы (Уилсон, Норберт 2007). Таким образом, сейчас гораздо важнее, чем когда бы то ни было, добиться упрощения процедур торговли, чтобы повысить административную эффективность и результативность, снизить издержки и уменьшить время от начала разработки товара до выхода его на рынок, повысить прогнозируемость мировой торговли.

Что такое упрощение процедур торговли

Основная цель упрощения процедур торговли. ускорение и удешевление международной торговли с обеспечением при этом безопасности и гарантий. Если говорить более конкретно, то упрощение процедур торговли. это упрощение формальностей, процедур и соответствующий обмен информацией и документами между различными партнерами в цепи поставок. Согласно определению ЕЭК ООН и Центра Организации Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН), упрощение процедур торговли. это «упрощение, стандартизация и гармонизация процедур и сопутствующих информационных потоков, необходимых для движения товаров от продавца к покупателю и для осуществления оплаты». Такое определение подразумевает, что не только физическое перемещение товаров имеет важность в цепи поставок, но и сопутствующие информационные потоки. Упрощение процедур торговли также касается как всех государственных органов, которые вмешиваются в транзит товаров, так и различных коммерческих организаций, которые ведут бизнес и перемещают товары. Все это обсуждается на переговорах по упрощению процедур торговли, которые ведутся в настоящее время в ВТО.

Почему это важно

Огромные потенциальные выгоды от упрощения процедур торговли имеются как для государства, так и для делового сообщества. Выгоды от упрощения процедур торговли для государственных учреждений будут состоять в увеличении размеров торговых налоговых поступлений, в более рациональном использовании ресурсов и в лучшем соблюдении субъектами торговли законодательных требований.
Более эффективное и прозрачное оказание государственных услуг позволит ведомствам поддерживать высокий уровень безопасности и осуществлять действенный государственный контроль, снизив при этом возможности для коррупции. Выгоды для субъектов торговли будут заключаться в более высокой степени предсказуемости и повышении скорости деловых операций, а также более низких транзакционных издержках, что сделает экспорт товаров на глобальный рынок более конкурентоспособным.
Если говорить о пользе для стран в целом, то уменьшение необязательных задержек и издержек позволяет привлечь инвестиции, благоприятствует экономическому росту и содействует созданию рабочих мест. Меры по упрощению процедур торговли могут, в частности, принести большую пользу развивающимся странам, где экспорт зачастую требует в три раза больше времени, чем в развитых странах. Экспорт из развивающихся стран требует почти в два раза больше документов и в шесть раз больше подписей (Всемирный банк: «Ведение бизнеса 2012»).
Реализация программ реформирования, направленных на упрощение процедур торговли, безусловно, недешевое удовольствие и необходимо решать, какие меры по упрощению процедур торговли являются более приоритетными, чтобы максимизировать выгоды от их реализации. Тем не менее, многие исследования и отчеты, в частности, исследования и отчеты Всемирного Банка и ОЭСР. свидетельствуют о широких возможностях для получения разнообразных выгод. Так, на макроуровне очевиден положительный эффект в отношении торговой среды и объемов торговли. Каждый дополнительный день, необходимый для подготовки товаров для импорта и экспорта снижает объемы торговли приблизительно на 4,5% (ОЭСР 2011). Для региона АТЭС реформы в странах, показатели которых ниже средних по региону, могли бы увеличить торговлю внутри региона АТЭС на 245 миллиардов долларов США. Недавнее исследование Всемирного банка (Хелбле, Манн, Уилсон 2012) по результативности помощи выявило, что 1 доллар США помощи, потраченной на упрощение процедур торговли, позволяет получателям такой помощи получить 70 долларов США от экспорта.
Что касается микроуровня (уровня компаний), такие исследования направлены на оценку простоты ведения торговли и экспортных показателей компании: интенсивности и диверсифицированности экспорта. Исследования показали, что экспортеры в африканских странах с более эффективными таможенными органами продавали за границу больше товаров (Йошино, 2008).

Что требуется для упрощения процедур торговли

Основополагающими принципами упрощения процедур торговли являются прозрачность, упрощение, гармонизация и стандартизация.

 

Рисунок 1. Четыре базовых элемента упрощения процедур торговли (источник: Национальный совет по торговле, Швеция)


Прозрачность деятельности правительства способствует открытости и подотчетности действий правительственных и административных органов. Прозрачность предполагает раскрытие информации способом, обеспечивающим легкий доступ для общественности к информации и беспрепятственное пользование данными. К такой информации можно отнести законы, регламенты и административные решения общего действия, решения и заседания касательно распределения бюджетов и закупок. По возможности нормативно-правовая информация должна быть опубликована и распространена до вступления документа в силу, что позволит затрагиваемым сторонам принять информацию к сведению и осуществить необходимые изменения. Кроме того в законодательном процессе следует обеспечить участие соответствующих заинтересованных сторон и общественности, предоставив им возможность выразить свое мнение о рассматриваемом законе и свое видение закона до его принятия.

Упрощение представляет собой процесс устранения всех ненужных элементов и дублирования в торговых формальностях, процессах и процедурах. Оно должно быть основано на анализе текущей, «реальной» ситуации.

Гармонизация предполагает унификацию национальных процедур, операций и документов с международными конвенциями, стандартами и практиками. Одним из способов достижения гармонизации является принятие и внедрение стандартов, действующих в странах-партнерах, как в рамках процесса региональной интеграции, так и в результате принятия решений в бизнес-сфере.

Стандартизация представляет собой процесс разработки утвержденных на международном уровне форматов практик и процедур, информации и документов. Затем стандарты применяются для унификации и, в конечном итоге, для гармонизации практик и методов.

Обязательным условием для осуществления данных принципов является тесное сотрудничество правительственных органов и представителей делового сообщества.

Видение с позиции цепочки поставок

Зачастую действия, поощряемые и осуществляемые под лозунгом упрощения процедур торговли, сосредоточены на таможенных органах. Несмотря на то, что таможенные органы играют первостепенную роль в упрощении процедур торговли, недостаточно принимать во внимание только эти органы и их процессы. Упрощение процедур торговли должно охватывать всю сферу торговой деятельности, ее участников и процессы, являющиеся частью торговой сделки. Поэтому упрощение процедур торговли необходимо рассматривать в ракурсе всей международной цепочки поставок.

Цепочка поставок включает в себя все действия и мероприятия, необходимые для производства товаров и их поставки конечному потребителю. К ним относятся подбор источников сырья, подготовка к транспортировке, получение разрешения на импорт, подготовка документации для таможенной очистки, очистка, платежи и поставка конечному потребителю. Цепочка поставок включает, как минимум, две стороны: продавца и покупателя. На практике в состав цепочки поставок входит гораздо большее количество сторон.

К таким сторонам можно отнести участников торговой деятельности, относящихся к частному сектору, перевозчиков, посредников в сфере услуг или регулирующие органы, относящиеся к государственному сектору. Рассмотрение упрощения процедур торговли с учетом всей цепочки поставок позволяет увидеть и понять все возможные процессы и взаимосвязь между ними. Такое видение позволяет логически соединить различных участников, процедуры и требования в одно целое и получить четкое представление о торговой деятельности. Если помнить о взаимозависимости элементов в цепи поставок, то становится очевидным, что усовершенствование цепи поставок дело непростое, так как усилия по внедрению изменений в одной области, могут привести к тупиковым ситуациями в других областях.

Существуют разнообразные цепочки поставок. Поэтому применение подхода, предполагающего рассмотрение ситуации через призму цепочки поставок, требует использования теоретического шаблона, который упрощает этот сложный подход и может выступать в качестве эталонной модели. Примером такого эталона может служить разработанная СЕФАКТ ООН модель «покупка-перевозка-оплата» Модель представляет цепочку поставок как последовательность бизнес-процессов, которые могут быть сгруппированы по таким группам верхнего уровня, как «Покупка», «Перевозка», «Оплата». Приведенный ниже рисунок иллюстрирует применение модели «Покупка-Перевозка-Оплата». Для каждой сферы выделяются ключевые виды деятельности, например, «страхование груза» на этапе «подготовки к экспорту» для сферы «Перевозка». Существует несколько способов применения модели, к примеру, для понимания задействованных процессов и участников, для определения рамок конкретного проекта или для оценки эффекта от реализации инициатив по упрощению процедур торговли и от применения инструментов упрощения процедур торговли.


Рисунок 2. Модель СЕФАКТ ООН «Покупка-Перевозка-Оплата» (Источник: Эталонная модель международной цепи поставок СЕФАКТ ООН)


Как осуществить упрощение процедур торговли на практике

Упрощение процедур торговли рассматривается и обсуждается на трех уровнях: национальном, региональном и международном. Упрощение процедур торговли на национальном уровне представляет собой процесс реформирования, требующий сильной политической поддержки и включающий различные виды вмешательства и действий, которые можно разделить на следующие категории:

  • Нормативные реформы, направленные на создание четких, последовательных и прозрачных правовых условий
  • Институциональное развитие, консультирование частного сектора, а также межведомственное сотрудничество
  • Внедрение и модернизация инфраструктуры для электронной обработки торговых документов и обмена соответствующими данными, включая ИТ-системы
  • Изменения бизнес-процессов и процедур,
  • Наращивание потенциала руководителей и сотрудников, внедряющих инициативу.

Данные действия могут быть осуществлены как в рамках одного ведомства, так и при участии нескольких органов, также они должны включать различные способы привлечения представителей частного сектора и делового сообщества.

Поскольку все страны находятся на разных этапах развития и осуществляют деятельность в различных правовых и административных условиях, каждая страна должна в индивидуальном порядке решать, какие меры по упрощению процедур торговли требуют реализации, в каком масштабе и в какой последовательности. В этом заключается цель политического процесса, стартовой точкой которого является всесторонняя оценка потребностей, затем идет анализ способов и решений по реализации, а также планирование, контроль и оценка фактической реализации инициатив по реформированию.

Помимо национального уровня, все большее внимание упрощению процедур торговли уделяется в рамках международного и регионального сотрудничества. Международная гармонизация обеспечивается различными региональными соглашениями, обычно вопрос международной гармонизации затрагивается в региональных торговых соглашениях, соглашениях о транзитных перевозках и транспортных соглашениях. В результате Дохинского раунда торговых переговоров упрощение процедур торговли также стало предметом разработки правил в ВТО. Начиная с 2004 г. страны-члены ведут переговоры касательно свода правил, который может быть включен в законодательство ВТО.

Национальный, региональный и международный уровни дополняют друг друга. Страны при планировании своих реформ должны руководствоваться имеющимися инструментами. упрощения процедур торговли. К ним относятся международные конвенции, региональные или двусторонние соглашения, стандарты и рекомендации, подготовленные международными организациями, ассоциациями или региональными органами, а также передовые практики и ситуационные исследования. Преимущество использования таких инструментов, в частности, международных правил и стандартов, заключается в том, что это нейтральные, разработанные экспертами правила, внедрение которых во многих странах и сферах деловой активности представляет собой высокоэффективный способ достижения гармонизации. Международный и национальный уровни дополняют друг друга и по другой причине. Обмен опытом и знаниями, которому содействуют многие международные организации, способствует повышению политической грамотности и углублению технических знаний в сфере упрощения процедур торговли. Такие организации являются ключевыми партнерами для многих стран, стремящихся к еще большему упрощению процедур торговли, поскольку они разрабатывают и управляют этими инструментами, а также оказывают техническое и финансовое содействие по их применению.

Общий подход к реализации мер по упрощению процедур торговли

представляет собой упрощенный процесс сравнения и описания того, как планировать реформы по упрощению процедур торговли и отслеживать возможные сложности.

It offers a brief overview of what Trade Facilitation is and how countries should go about it.

Trade facilitation - principles and benefits

Trade facilitation has emerged as a key factor for international trade efficiency and the economic development of countries. This is due to its impact on competitiveness and market integration and its increasing importance in attracting direct foreign investments. Over the last decade, it has gained prominence in the international political agenda which has culminated in the conclusion of the Agreement on Trade Facilitation at the WTO as well as of wide international technical assistance programs for developing and transition economies


Over the last few decades, countries have made significant progress in lowering trade tariffs and dismantling quota systems. International trade has increased and manufacturing has become more global, with developing, emerging and transition economies connecting with international supply and value chains in terms of both their exports and imports. The worldwide distribution and sourcing cycles, along with just-in-time and just-in-sequence logistics services and the emergence of e-business, has created pressure on governments to ensure efficient, fast and reliable border crossing and clearance procedures. Governments started to realize that their export economies heavily depend on efficient import processing, hence the need to have a holistic approach for a more efficient management of end-to-end trade transactions. Lack of transparency about rules and regulations, redundant and lengthy clearance processes, and multiple documents requirements in different formats and with different data elements, increase the costs and time of doing trade. Today these obstacles are seen as posing greater barriers to trade than tariffs and quotas do. They are “thickening” the border of countries (Wilson, Norbert 2007). Hence, it is more important than ever to achieve trade facilitation to enhance administrative efficiency and effectiveness, reduce costs and time to markets, and increase predictability in global trade.

What is trade facilitation

The primary goal of trade facilitation is to help make trade across borders (imports and exports) faster, and cheaper and more predictable, whilst ensuring its safety and security. In terms of focus, it is about simplifying and harmonizing formalities, procedures, and the related exchange of information and documents between the various partners in the supply chain. For UNECE and its UN Centre for Trade Facilitation and Electronic Business (UN/CEFACT), trade facilitation is “the simplification, standardization and harmonization of procedures and associated information flows required to move goods from seller to buyer and to make payment”. Such a definition implies that not only the physical movement of goods is important in a supply chain, but also the associated information flows. It also encompasses all governmental agencies that intervene in the transit of goods, and the various commercial entities that conduct business and move the goods. This is in line with discussions on trade facilitation currently ongoing at the WTO.

Why does it matter

There are great potential gains from trade facilitation for both governments and the business community. Public entities will profit in terms of enhanced trade tax collection, better use of resources and increased trader compliance. A more efficient and transparent delivery of public services will allow the administration to maintain high security levels and effective government control, while diminishing opportunities for corruption.
Traders will gain in terms of higher predictability and speed of operations and lower transaction costs, resulting in more competitive exports on global markets.
For countries as a whole, reducing unnecessary delays and costs attracts investments, and supports growth and job creation. Trade facilitation measures can particularly benefit developing countries, where it frequently takes three times as many days to export goods as it does in developed ones. Exports from developing countries require nearly twice as many documents and six times as many signatures (World Bank: Doing Business 2012).
Implementing trade facilitation reform programs certainly has a cost, and facilitation measures need to be prioritized in order to maximize benefits. However, there are rich opportunities for gains, as documented in many studies and reports, particularly from the World Bank and the OECD. At the macro level, these look at the positive effects on the trading environment and trade volumes. Every extra day required to ready goods for import or export decreases trade by around 4.5% (OECD 2011). For the APEC region, reforms in countries that perform below the regional average could increase intra-APEC trade by 245 $billion. A recent WB research (Helble, Mann, Wilson 2012) on aid effectiveness finds that $1 of aid for trade facilitation translates into $70 in exports for recipients.
At the micro level (firms), these studies assess the ease of doing trade and a firm's export performance, measured as export intensity and diversity. And they find that exporters in African countries with more efficient Customs agencies send more products abroad (Yoshino 2008).

What does it involve

The fundamental principles of trade facilitation are transparency, simplification, harmonization, and standardization.


Figure 1. The Four pillars of Trade Facilitation (Source: National Board of Trade, Sweden)

Transparency within government promotes openness and accountability of a government's and administration's actions. It entails disclosure of information in a way that the public can readily access and use it. This information may include laws, regulations and administrative decisions of general application, budgets, procurement decisions and meetings. Regulatory information should be published and disseminated, when possible, prior to enforcement to allow parties concerned to take note of it and make necessary changes. Furthermore, relevant stakeholders and the general public should be invited to participate in the legislative process, by providing their views and perspectives on proposed laws prior to enactment.

Simplification is the process of eliminating all unnecessary elements and duplications in trade formalities, processes and procedures. It should be based on an analysis of the current, “As-Is”, situation.

Harmonization is the alignment of national procedures, operations and documents with international conventions, standards and practices. It can come from adopting and implementing the same standards as partner countries, either as part of a regional integration process or as a result of business decisions.

Standardization is the process of developing formats for practices and procedures, documents and information internationally agreed by various parties. Standards are then used to align and, eventually, harmonize practices and methods.

To achieve these principles, full cooperation between government authorities and with the business community is essential.

The supply chain perspective

Often activities promoted and conducted under the overall heading of trade facilitation focus on Customs administrations. Although Customs is a key player in trade facilitation, focusing on these agencies and their processes alone is not sufficient. Trade facilitation has to encompass the entire trade environment, actors and processes involved in a transaction. An international supply chain perspective should be adopted.

A supply chain embraces all activities necessary for goods to be produced and delivered to the final consumer. Such activities include sourcing of raw materials, preparing for transport, requesting an import license, preparing documentation for Customs clearance, clearance, payment, and delivery to the consumer. As a minimum, a supply chain involves two parties, the seller and the buyer. In reality, a supply chain involves many different parties.
These can be private-sector traders, transport operators, service intermediaries, or regulatory bodies from the public sector. Adopting a supply chain perspective makes it possible to view and understand all possible processes and the interlinkages between them. It provides the framework to logically connect different actors, procedures and requirements in one picture of the trade environment. In emphasizing the dependencies, it becomes clear that improvements are realized throughout the chain but changes in one area can easily be offset by stalemates in others.

There are many variants of supply chains. Using a supply chain perspective therefore requires the use of a theoretical pattern that simplifies its complexity and can be used as a reference model.The Buy-Ship-Pay Model (BSP) developed by UN/CEFACT is an example of such a model. It presents the supply chain as a sequence of business processes that can be grouped into the high-level domains of Buy, Ship and Pay. The figure below illustrates the use of the BSP approach. For each domain, the model presents key activities, such as the activity “insure cargo” for the step “prepare for export” of the Ship domain. The model can be used in various ways, for example to gain understanding of the processes and actors involved, to help define the scope of a specific project, and to identify the impact of given trade facilitation initiatives and instruments.

Figure 2. The UN/CEFACT Buy Ship Pay Model (Source UN/CEFACT International Supply Chain Reference Model)

How to make it happen

Trade facilitation has to take place at three levels: at the national, regional and international level. While at the regional and international level standards and agreements are developed and agreed, the operational implementation of trade facilitation measures including these standards, takes place at the national level. Many trade facilitation measures require a reform and modernization process that depends on an enabling environment, which is built upon strong political support and professional program management and change management capabilities. This enabling environment involves different types of interventions and activities addressing the various dimensions of the government, including:

A reform and modernization program can involve a single administration, e.g. Customs, or cover more than one government entity, in particular when the program addresses whole-of-government border management and single window implementation. In any case, a reform and modernization program has to involve the private sector from the outset, because such programs have to support the business community and improve the overall competitiveness of the country. To ensure a proper business orientation and also to inform the private sector about the change, training and investments required on their side, regular and formal consultation and cooperation is indispensable.

Developing countries are at different development stages, have individual national priorities and operate in different legal and administrative environments. For these reasons, each of these countries need to determine the trade facilitation measures they want to implement, the scope of each measure, and in which order they should be implemented. This agenda and priority setting is part of the political process that starts with a comprehensive needs assessment, is followed by an analysis of the implementation options and solutions, and leads to the planning, monitoring and evaluation of the actual implementation of the reform and modernization program. Trade facilitation indicators help managing the reform process.

For the “Legal”, “Technology”, “Process” and in parts “Organization” dimensions of a reform and modernization program, the TFIG provides a full range of implementation guidelines based on international standards and best practices. For the “People” dimension as well as the institutional development aspects of such a program, the World Customs Organization developed recently the “Organizational Development Package”, which provides tools and instruments for organizational and human resource development, integrity and stakeholder engagement activities. The need for strong political support and a professional and robust program and change management organization to drive such large scale reform has been described in detail in chapter 12 “Managing organizational change in border management reform“ of the World Bank publication “Handbook for Border Management Modernization”.

Generic Approach to Trade Facilitation Implementation

Provides a simplified mapping and description of how to plan for trade facilitation reforms and to monitor their challenges