Реализация Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли, в частности с учетом МСП


Ожидается, что упрощение процедур торговли приведет к чистому повышению благосостояния в разрезе международной экономики за счет снижения затрат и времени трансграничной торговли. Предполагается, что наибольшие преимущества от упрощения процедур торговли возникнут у многонациональных торговых фирм и предприятий, являющихся участниками глобальных цепочек создания добавленной стоимости и региональных производственных сетей (*). В этой связи возникает вопрос о том, какие преимущества от упрощения процедур торговли могут получить (М)МСП.

МСП являются ключевым драйвером экономического развития с точки зрения занятости и экономического роста. В то же время, они недостаточно представлены в системе международной торговли, и они испытывают непропорциональное воздействие со стороны регуляторной нагрузки и затрат. В связи с этим, реформы, направленные на упрощение процедур торговли, могут открыть новые возможности для МСП в аспекте их включения в международную торговлю. Однако могут потребоваться специфические меры для того, чтобы МСП смогли адаптироваться к новым условиям и получить выгоды от реформирования процедур торговли.

Данная поэтапная схема представляет практические аспекты реализации мер по упрощению процедур торговли, включая положения Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли с учетом МСП. Тем не менее, правительства, разрабатывающие реформы по упрощению процедур торговли, могут включить конкретные меры, касающиеся МСП. Целью данных мер является оказание содействия МСП в преодолении препятствий, связанных с внутренними ограничениями, удовлетворение специфических потребностей МСП и стимулирование их партнерства с государственными органами, в частности таможенными органами.

Данная поэтапная схема предназначена для повышения уровня информированности лиц, принимающих политические решения, в отношении реализации Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли с учетом МСП, исходя из понимания их проблем и потребностей и нахождения способов их разрешения.


(*) Разработанная ОЭСР методология в области цепочек создания добавленной стоимости ГЦС/измерения торговли по добавленной стоимости (GVCs/TiVA) выявила следующую закономерность: чем чаще товары пересекают границы в процессе их производства, тем более значимой становится политика по упрощению процедур торговли. (ОЭСР 2015, TAD/TC/WP(2014) 25/FINAL, стр. 6)

Implementation of the WTO Trade Faciliation Agreement in particular in view of SMEs

Trade facilitation is expected to bring net welfare gains to the international economy by reducing costs and time of cross-border trade. Multinational firms and enterprises connected to global value chains and regional production networks are assumed to benefit most from trade facilitation gains (*). This raises the question of how (M)SMEs can benefit from trade facilitation.

SMEs are a key driver for economic development in terms of employment and economic growth. At the same time, they are under-represented in international trade and are disproportionately affected by regulatory burdens and costs. Hence trade facilitation reforms may open up further opportunities to connect to international trade for SME. However, specific measures may be necessary to ensure that SME can adjust to the changes and can reap the benefits of TF reforms.

This itinerary presents the practical aspects of implementing trade facilitation measures including those of the WTO TFA, implementation in view of SMEs . The WTO TFA does not contain specific provisions or references to SME. Nevertheless, governments designing trade facilitation reforms may include SME specific measures. Such measures are targeted at SME to assist them to overcome a disadvantage due to internal constraints, to address specific needs of SME, and to encourage them to engage in partnerships with government agencies such as customs administrations.

The itinerary is to raise awareness of policy makers on how to implement the WTO TFA with (M)SMEs in mind, by understanding their concerns and needs and finding solutions for them.


(*) OECD work on GVCs/TiVA has highlighted the fact that the more frequently products cross borders in the course of their manufacture, the more significant trade facilitation policies become. (OECD 2015, TAD/TC/WP(2014) 25/FINAL, page 6)